Летний оздоровительный период

Памятка для родителей к летним каникулам.

06.06.2023

 

Начинаются летние каникулы. Многие ребята отправятся в гости к бабушкам и дедушкам или в лагеря, некоторые останутся дома. Задача взрослых  – уберечь  их от необдуманных поступков и научить безопасности. Для этого вспоминаем простые правила вместе со спасателями. 

ДОМА

1) Ребенок младшего школьного возраста должен знать домашний адрес и номер телефона. Научите его пользоваться мобильным, чтобы при необходимости он мог позвонить в службы экстренной помощи, а также вам на работу. Возле телефона закрепите лист бумаги со всеми необходимыми номерами. Расскажите ребенку, при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться.

2) Объясните ему, что в случае пожара необходимо выбегать на улицу и звать на помощь, ни в коем случае нельзя прятаться.

3) Спички и зажигалки храните в недоступных для детей местах.

4) Не разрешайте своему ребенку самостоятельно пользоваться газовыми и электрическими приборами, топить печи.

5) Ни под каким предлогом не оставляйте без присмотра малолетних детей.

6) Дайте ребенку какое-нибудь задание, поручение, словом, займите его, чтобы в ваше отсутствие он был занят полезным и интересным делом.

ДЕРЕВНЯ ИЛИ ДАЧА

1) Отправляя детей в деревню или на дачу, еще раз напомните им об основных правилах безопасности. Ведь игры со спичками на чердаках, сеновалах, в сараях, поджигание сухой травы, тополиного пуха – достаточно частое «развлечение» детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2) Если вы затеяли на даче длительное строительство или ремонт, оградите опасные участки. Инструменты и материалы убирайте в недоступные для детей места, доставая их по мере необходимости. Объясняйте малышам, что игры на стройке или в местах, где ведется ремонт, небезопасны.

3) Деревня или дача – это не только отдых, но и уход за садом и огородом. Если вы обработали овощи химикатами, то обязательно обезопасьте территорию каким-либо ограждением и доходчиво объясните ребенку, что заходить туда строго-настрого запрещено, а тем более срывать и пробовать что-то на вкус. Уберите лекарства и химические вещества, необходимые как для сада-огорода, так и для бытовых нужд, в недоступные для ребенка места.

4) Позаботьтесь о том, чтобы на участке не было ядовитых растений. Если недалеко находится лес, покажите и расскажите ребенку, какие растения и ягоды нельзя трогать и тем более есть.

5) Занимаясь хозяйственными делами, не забывайте, что ребенок не должен быть предоставлен сам себе – вы должны знать, где он и с кем играет. Если речь идет о маленьких детях, здесь совет один – не оставляйте их без присмотра даже на несколько минут.

 

ВОДОЕМ

Немало разочарований и несчастий приносят такие места отдыха, как водоемы. Не отпускайте ребенка купаться одного, всегда контролируйте ситуацию. Не позволяйте купаться больше 10 минут, нырять в незнакомых местах, баловаться на воде.

НЕЗНАКОМЫЕ ЛЮДИ

Главное здесь – научить детей, что нельзя общаться с незнакомыми людьми. Спросите у ребенка, что он будет делать, если вдруг останется один дома и в дверь кто-то позвонит. Скажет ли он, что мамы нет дома или вовсе откроет дверь малознакомому человеку – это важно узнать и понять заранее. Научите его, что лучше спросить «кто там?», а затем сказать, что «папа спит». Или сразу же позвонить родителям и сказать, что в дверь кто-то звонит.

БЕЗДОМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Летом дети большинство своего времени проводят, играя на улице. Но что делать ребенку, если к нему подойдет бездомная собака, начнет рычать и лаять? Объясните, что нельзя убегать, махать руками и делать другие резкие движения, смотреть в глаза и паниковать. Лучший вариант – остановиться, дать команду «фу!» или «сидеть!», а затем медленно двигаться в укрытие.

ВЫВОД Конечно, невозможно предусмотреть все ситуации и дать советы на все случаи жизни. Но научить ребенка быть осторожным можно и нужно. И никто не сможет сделать это лучше, чем родители. Внимание, любовь и забота – лучшие средства для защиты вашего малыша от возможной беды. И помните: ребенок всегда смотрит на вас. Поэтому пусть ваш пример соблюдения правил безопасности научит его и подарит ему здоровое, счастливое и безопасное детство.

свернуть

Взрослым и детям по безопасному поведению на воде.  Рекомендации МЧС

06.06.2023

 

Что нужно знать родителям про безопасность детей на воде:

  • Купаться надо часа через полтора после еды;
  • Если температура воды менее +16 °С, то купаться вообще не рекомендуется, так как от холода могут начаться судороги или может произойти потеря сознания;
  • При температуре воды от +17 до +19 °С и температуре воздуха около 25 °С, в воде не следует находиться более 10-15 минут;
  • Плавать надо только в специально оборудованных для этого безопасных местах. Если вы решили поплавать, находясь в местах дикой природы, то выбирайте место с чистой водой, глубиной до 2-х метров, с ровным гравийным или песчаным дном и где течение воды слабое, то есть не превышает 0,5 м/с (для проверки бросьте в воду щепку или палочку). Всегда хорошо проверяйте дно и следите за купающимися детьми. Дети должны купаться у самого берега. Никогда не купайтесь в заболоченных местах;
  • Если вы находитесь в нетрезвом состоянии, то не пускайте детей в воду, они, оставшись без присмотра, могут попасть в беду.

Основные правила безопасности детей на воде:

  • Запрещено заплывать за буйки, а если их нет, то слишком далеко от берега;
  • Нельзя близко подплывать к судам;
  • Нельзя прыгать в воду в местах, где мелко или незнакомое дно;
  • Нельзя прыгать в воду с лодок, причалов, мостов и других, не предназначенных для этого мест;
  • Нельзя после перегрева на солнце или долгого бега резко прыгать в холодную воду, это может вызвать шок и потерю сознания или остановку сердца. Предварительно надо сполоснуться водой;
  • Нельзя купаться в шторм и при сильных волнах;
  • Не купайся в водоемах, берег которых обложен большими камнями или бетонными плитами, они покрываются мхом становятся скользкими и по ним опасно и трудно выбираться;
  • Надувные матрасы и круги предназначены для плавания только вблизи берега;
  • Нельзя играть в воде в игры, связанные с захватами соперника и удержанием его под водой, твой товарищ может захлебнуться и потерять сознание.

Правила безопасности на воде для детей – без паники:

Часто люди тонут из-за того, что поддаются панике и не умеют контролировать свое тело. Надо научиться отдыхать, лежа на воде, это поможет восстановить силы. Для этого надо перевернуться на спину, руки надо слегка развести в стороны, ноги тоже и можно немного согнуть. Если тело постепенно погружается в воду, то можно легкими расслабленными движениями поддерживать его на поверхности.

         Если во время плавания ты попал в заросли водорослей – не паникуй. Плыви медленно и аккуратно, освобождайся от стеблей растений, гребки совершай у самой поверхности воды.

Если ты попал в сильно течение, то не пытайся плыть против него – это заберет все силы. Плыви по течению, но под таким углом, чтобы всё время приближаться к берегу. Возвращайся назад по суше.

При плавании в океане или море можно столкнуться с явлением - «канал обратной тяги». Это место, где волны возвращаются обратно. Попав в такое место пловца будет относить от берега. В таком случае надо плыть перпендикулярно каналу (то есть, по сути, вдоль берега), так как он обычно не шире 50 метров, а уже когда течении ослабнет направляться к берегу. Для возвращения используй силу волн, пусть они накатываются на твою спину и подталкивают к берегу.

Правила безопасности на воде для детей – как избавится от судороги:

Если ты чувствуешь, что мышцу свела судорога, надо немедленно выйти из воды. Если ты не возле берега и доплыть быстро не удастся, то сделать можно следующее:

  • Судорога пройдет, если мышцу, которую она свела уколоть чем-то острым, например, булавкой. Именно поэтому при дальних и долгих заплывах рекомендуется прикалывать сбоку плавок небольшую английскую булавку. Но тебе вообще не надо делать такие заплывы - это лучшая защита от судорог;
  • Если ты чувствуешь, что устаешь и тело начинают хватать слабые кратковременные судороги, перевернись на спину, отдохни и плыви какое-то время на спине;
  • Если судорога свела пальцы руки, то надо резко сжать пальцы в кулак, а затем резко выбросить руку вперед и в наружную сторону (правую - вправо, левую - влево) при этом разжав резко пальцы;
  • Если судорога свела икроножную мышцу, то надо принять согнутое положение, и потянуть двумя руками стопу, сведенной судорогой ноги, на себя к животу и груди;
  • Если судорога свела мышцу бедра, то надо обхватить руками лодыжку ноги с наружной стороны (ближе к стопе) и с силой потянуть её назад к спине.

Потренируйся делать движения, которые помогут тебе избавиться от судороги. Пусть взрослые проверят, насколько правильно ты их делаешь. Это важные знания, от них может зависеть твоя жизнь. Всегда соблюдай правила безопасности, и ты будешь надежно защищен!

свернуть

Безопасное лето

Администрация государственного учреждения образования  "Детский сад № 24 г. Солигорска" напоминает: 

  • об ответственности за жизнь и здоровье детей в период летних каникул,
  • о недопущении оставления детей без присмотра вблизи водоемов, а также в иных местах, представляющих угрозу жизни и здоровью детей;
  • об уголовной ответственности за оставление малолетних детей в опасности;
  • о соблюдении правил дорожного движения; 
  • о соблюдении правил пожарной и личной безопасности.

Хорошего всем отдыха!

свернуть

Основные направления деятельности учреждения дошкольного образования в летний период

26.05.2023

Организация образовательного процесса в нашем учреждении дошкольного образования в летний период имеет некоторые особенности:

- увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе – утренний приём при благоприятных погодных условиях осуществляется на участках, на свежем воздухе проводится утренняя гимнастика, дети выходят на первую прогулку в 9.00, на вторую примерно с 16.00;

- вся специально организованная деятельность проводится на свежем воздухе – это такие виды деятельности детей как рисование, аппликация, конструирование, дизайн, чтение художественной литературы, различные виды двигательной деятельности (подвижные игры, физические упражнения, спортивные игры, досуги) и музыкальной деятельности (пение, слушание музыкальных произведений, танцевально-ритмические движения, хороводные и музыкальные игры)

- сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.

Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:

включенность педагога в деятельность наравне с детьми;

добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);

интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

утреннюю гимнастику;

физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);

подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);

самостоятельную двигательную деятельность;

закаливание.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе, т.к. в  летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

Физкультурные занятия проводятся так же на воздухе направлены на:

повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание уделяется индивидуальной работе с воспитанниками.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе отражает специфику летнего оздоровления. Планируется проведение физкультурных досугов 2 раза в месяц. В этом году запланировано проведения дня здоровья «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», праздника «До свидания, лето!»

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создаются следующие условия:

детям предлагается спортивный инвентарь для выполнения физических упражнений на воздухе;

предоставляется место для движений, выполнения физических упражнений;

индивидуализируются (дифференциация) физические упражнения с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

Физкультурно-оздоровительная работа в нашем учреждении дошкольного образования представлена также пешими прогулками за пределы территории яслей-сада. Данные прогулки проводятся по ранее разработанным маршрутам как в лесо-парковую зону, так и в черту города. Прогулки проводятся еженедельно и предполагают преодоление воспитанниками определенного расстояния от 1 км до 2,5 км. В ходе прогулок воспитанники наблюдают за природными и окружающими объектами, собирают природный материал, развивают свою выносливость и закрепляют правила безопасного поведения.

Художественно-эстетическая работа включает:

изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);

музыкальную деятельность воспитанников;

ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

Обращаем ваше внимание, что в нашем дошкольном учреждении  в летний период действуют тематические площадки «Летний театр» и «Лесная школа». Составлен график их посещения. На данных тематических площадках организуется игровая и театральная деятельность: показ спектаклей, концерты, выставки, инсценировки, а также познавательная практическая: простейшие опыты и эксперименты с природным материалом, объектами неживой природы, рассматривание макетов, коллекций, познавательной литературы.

Задача нашего учреждения дошкольного образования: сделать летнее времяпровождение ребенка в саду ярким, полезным, запоминающимся!

свернуть

ЗДОРОВЬЕ НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ!

22.05.2023

Семья - величайшая ценность, созданная человеком. Здесь берут свои начала
почитание, уважение, послушание и доверие к родителям.

Здоровье детей находится в
тесной зависимости от
состояния здоровья их
родителей и отражает
семейное благополучие. Ядро
личности закладывает семья,
для ребенка – это пример для
подражания, источник
приобретения привычек,
знаний будущих правил
поведения.

Здоровье детей и подростков немыслимо без формирования навыков
здорового образа жизни у них и в их семье. Любовь, уважение матери и отца
способствуют рождению здорового, счастливого ребенка!
Здоровый образ жизни. Что же такое здоровье?

Обратимся к всезнающему Далю: «Состояние животного тела (или 
растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке».
Итак, здоровье – это состояние, позволяющее учиться, работать.
Но семья — это прежде всего дети; они необычайно выросли
интеллектуально, но изменились ли физически? Средний подросток не ходит
в спортивную школу, а физкультура в его семью чаще всего проникает лишь
с помощью телевизора. Подросткам нередко твердят: «Вот окончишь школу,
пойдешь работать». А разве школа — это не работа? Шесть уроков в школе
плюс два часа дома на домашнее задание, вот и восьмичасовой рабочий день
за столом! Но родители, считая своим долгом одеть, обуть, накормить,
обучить музыке или английскому, особо не задумываются о физическом

2

воспитании дитяти. И только потом существенные нарушения в триаде,
определяющей здоровье, аукаются в возрасте, когда власть родителей уже
теряет реальную силу. Кто же разорвет заколдованный круг, из которого
физически слабо подготовленные дети выходят слабо подготовленными
взрослыми? Один восточный мудрец мечтал, чтобы в его школе каждый день
преподавались четыре предмета: урок здоровья (браво, неведомый мудрец),
урок любви, урок мудрости и урок труда. Итак, урок здоровья давным-давно
стоял на первом месте. Думая о здоровье, мы обязаны готовить детей к
перегрузкам уже с дошкольного возраста. Не столь важно, будут то
стрессовые ситуации, эмоциональная тяжесть или физическое
перенапряжение. Испытания, ожидающие наших детей, будут нелегкие. И о
здоровье настало время заботиться уже с самого раннего возраста.

Разумнее рассматривать здоровье дошкольника, ориентируясь на три
основные составляющие: ПИТАНИЕ + ЗАКАЛИВАНИЕ + ДВИЖЕНИЕ.

3

Система оздоровительных мероприятий.
1. Утренняя гимнастика в облегченном виде (ежедневно).
2. Физкультурные занятия 2 раза в неделю.
3. Прогулки ежедневно при температуре не ниже - 15С (ежедневно).
4. Умывание прохладной водой (ежедневно 3 раза, температура воды
+14,+16 С)
5. Дневной сон с применением фитотерапии (применение
индивидуальных фито подушек с травами: ромашка, можжевельник,
почки сосны).
6. Бодрящая гимнастика под музыку (ежедневно после сна).
7. Ходьба по “тропинке здоровья ”(профилактика плоскостопия)
ежедневно после сна.
8. Полоскание рта водой комнатной температуры (ежедневно после
обеда).
9. Солевое закаливание (ежедневно после дневного сна).
10. Применение индивидуальной аром бижутерии с аром маслами в целях
профилактики гриппа и простудных заболеваний.
11. Гимнастика для глаз на занятиях с повышенной нагрузкой на зрение
(лепка, рисование), в целях профилактики миопии.
12. Дыхательная гимнастика для увеличения жизненного объема легких
(ежедневно).
13. Изучение и применение элементов игрового массажа: (закаливающее
дыхание, массаж рук, массаж волшебных точек ушек, закаливающего
массажа подошв.)
14. Профилактика сколиоза (контроль над положением тела ребенка в
течение дня, во время занятий, во время сна, во время приема пищи.)

4

Здоровая осанка.

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно
стоящего человека, способность без напряжения держать прямо туловище и
голову (с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и
поясничном отделах — вперед, в грудном и крестцовом — назад).
При неправильной осанке естественные изгибы позвоночника заметно
увеличены. Кроме того, могут развиваться боковые искривления
позвоночника — сколиозы.

Многие искривления позвоночника
можно предупредить, а в начальной
стадии — исправить. Поэтому нельзя не
обращать внимания на неправильную
осанку, неодинаковое положение плеч и
лопаток, смещение таза и т. п. Детей с
нарушениями осанки надо
показать врачу-ортопеду и специалисту по физической культуре.
Для предупреждения неправильной осанки необходимо ежедневно
заниматься гимнастикой.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика нужна для лучшего развития лёгких. Эти
упражнения ребёнок должен выполнять утром и среди дня. В летнее время
занятия лучше проводить на воздухе. Их также используют после утренней
гимнастики, и после гимнастики пробуждения (дневной сон), для
восстановления дыхания.

Оздоровительная гимнастика в семье
Вы любите своего ребенка и хотите, чтобы он рос
сильным, крепким, здоровым, умным и счастливым.
Тогда начинайте день с утренней гимнастики, которая
пробуждает, заряжает бодростью на целый день,
помогает правильному перевариванию пищи, лучшему

Гимнастика для всех...

5

усвоению нового материала на занятиях, дисциплинирует ребенка на целый
день.
Ежедневные упражнения помогут ребенку развить двигательные
навыки и умения, укрепить осанку. У ребенка вырабатывается сила воли,
твердость характера, уверенность в движениях, желание быть лучшим. Если
энергию ребенка вовремя направить на развитие движений, то через
некоторое время он сам заметит, что его мышцы наливаются силой,
движения стали быстрыми и уверенными.
Несколько советов для занятий с детьми:
1. Разминка — бег, ходьба на месте и в движении, если позволяет
площадь.
2. Повороты, наклоны головы.
3. Упражнения для рук плечевого пояса.
4. Упражнения для туловища.
5. Упражнения для ног.
Упражнения выполняются из разных исходных положений (стоя, сидя,
лежа).
6. Прыжки с переходом на ходьбу.
7. Упражнения на дыхание.
Хорошо включать в утреннюю гимнастику упражнения с предметами — это
повышает интерес к физическим упражнениям, развивает у детей
двигательные навыки, укрепляет отдельные группы мышц.
В гимнастике должны присутствовать упражнения для развития всех групп
мышц: упражнения на гибкость, упражнения для укрепления мышц рук,
туловища, ног.
Также не забывайте о дыхательной гимнастике, точечном массаже. Точечный
массаж — элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения
точечного массажа учат детей осознанно заботиться о своем здоровье и
являются профилактикой простудных заболеваний.
Первый комплекс (сентябрь, октябрь, ноябрь).
1. Соединить ладони и потереть ими о другую до нагрева.
2. Нажимать указательным пальцем точку под носом.
3. Указательным и большим пальцем «лепить» уши.

6

4. Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем),
выдох через правую ноздрю (при этом левая закрыта).
5. Вдох через нос и медленный выдох через рот.
Второй комплекс (декабрь, январь, февраль).
1. Соединить ладони и потереть до нагрева одну о другую поперек. Это
упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние
органы.
2. Слегка подергать кончик носа.
3. Указательными пальцами массировать ноздри.
4. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами
(«примазывать, чтобы не отклеились»).
5. Сделать вдох, на выдохе произносить звук «М-м-м-м», постукивая
пальцами по крыльям носа.
6. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь («сдуваем снежинку с
ладони»).
Третий комплекс (март, апрель, май).
1. «Моем» кисти рук.
2. Указательным и большим пальцем надавливаем на каждый ноготь
другой руки.
3. «Лебединая шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к
подбородку.
4. Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.
5. Несколько раз зевнуть и потянуться.
Также можно использовать массаж биологически активных точек для
профилактики простудных заболеваний со словами, например, «Снеговик».
Раз— рука, два— рука.
(Вытягивают вперед одну руку)
Лепим мы снеговика.
(потом — другую. Имитируем лепку снежков)
Три— четыре, три— четыре,

7
(Поглаживают ладонями шею)
Нарисуем рот пошире.
Пять — найдем морковь для носа
(Кулачками растирают крылья носа).
Угольки найдем для глаз.
Шесть — наденем шляпу косо,
(Приставляют ладони ко лбу)
Пусть смеется он у нас.
(»Козырьком» ладони и растирают лоб)
Семь и восемь, семь и восемь—
(Поглаживают колени ладошками)
мы плясать его попросим.
Можно проводить игровой момент «Логоритмика» после разминки, для того
чтобы сконцентрировать внимание детей на выполнении общеразвивающих
упражнений, в то же время это маленькая разминка для пальцев рук.
«Замок».
На двери весит замок,
(Ритмичные, быстрые соединения пальцев в замок)
Кто его открыть бы смог?
Потянули,
(Руки потянуть в разные стороны)
Покрутили,
(Движения кистями рук к себе и от себя)
Постучали.
(Пальцы сцеплены, основаниями ладоней)
И открыли!
(Постучать друг о друга. Пальцы расцепить, ладони в стороны).

8

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие!
С.Я. Маршак

В большом почитании всегда была у нашего народа вода.
Есть множество пословиц поговорок, народных поверий, сказок о "живой" и
"мертвой" воде. Воду называют кровью земли. С одной стороны - это
целебная животворная сила, основа всего живого на земле, со второго -
грозная, разрушительная, стихия.
Воду издавна использовали с лечебной и оздоровительной целью. Парилка в
бане и погружение в холодную воду, припарки и компрессы, влажные
обвертывания для ног, рук и другие процедуры использовались издавна для
лечения многих заболеваний.
Наши прадеды верили, что поскольку вода имеет свойство смывать грязь, то
с таким же успехом она может очищать человека от болезней.
В царстве Нептуна

9

Одним из направлений оздоровительного характера является ароматерапия.
Это один из эффективных методов для профилактики гриппа и простудных
заболеваний.
Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел разных растений. Это
не только наука, но и искусство, очень древнее и чрезвычайно современное.
Необыкновенно забытая на время форма помощи человеческому организму
вновь возрастает.
С помощью масел можно снять стресс, усталость, апатию или
перевозбуждение, как в период адаптации так активированных дней.
Применяемые эфирные масла - это естественные вещества содержащиеся в
эфирномасличных растениях, продукт их жизнедеятельности.
При вдохе летучие эфирные масла через миллионы чувствительных клеток,
выстилающих носовые ходы, попадают внутрь организма. Эти клетки
посылают сигналы непосредственно в мозг и влияют на эмоции.
Таким образом, при ароматерапии эфирные масла одновременно
воздействую на физическое и на психическое самочувствие ребёнка.
Каждое эфирное масло многофункционально, но есть и общие
закономерности.
Все без исключения эфирные масла:
 не имеют негативного побочного действия на организм и не вызывают
привыкания;
 обладают бактерицидными, антисептическими и
противовоспалительными действиями;
 воздействуют на нервную систему, на сферу эмоций и психическое
здоровье;
 поддерживают механизм само регуляции в организме;
 имеют биоэнергетическую ценность.
Существуют разные способы применения масел.
Ароматерапия

10

Литература

 Здоровье и семья. Психологический аспект: А. Н. Сизанов —
Санкт-Петербург, Беларусь, 2018 г.- 464 с.

 Шишкина В.А. В детский сад – за здоровьем: пособие для
педагогов, обеспечивающих получение дошкольного
образования/ В.А. Шишкина. – Мн.: Зорны верасень,2019. .- 120
с.
 Шишкина В.А. «Азбука движений малыша» - Минск, Народная
асвета; 2018г.
 Галанов А.С. «Игры, которые лечат» - М., 2017г.
 Железнова Е. «Игровая гимнастика» - 2015г

свернуть

Босиком по росе. Как закаливать ребенка на даче.

26.05.2023

Многочисленными исследованиями показано, что наибольшая частота острых респираторных заболеваний у детей приходится на возраст от 6 месяцев до 6 лет. Поэтому важным профилактическим мероприятием является закаливание, лучше к нему приступать именно в теплое время года. Многие малыши проводят лето на даче. Почему бы не воспользоваться этим благоприятным моментом и не начать закаливающие процедуры?

   Под закаливанием понимают систему мероприятий, направленных на укрепление организма, повышение сопротивляемости и выносливости к вредным влияниям внешней среды. Путем систематически проводимого закаливания с учетом возраста ребенка, особенностей организма можно добиться устойчивости к резким температурным колебаниям (прежде всего, к охлаждениям), инфекциям и т.д.

    Закаливание ребенка надо начинать с первых недель жизни и систематически проводить его в дальнейшем, с возрастом меняются лишь формы и количество закаливающих процедур. Приступать к закаливанию можно в любые сезоны года, но наиболее благоприятным является летний период. Особенно нуждаются в закаливании дети, больные рахитом, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, с хроническими бронхолегочными заболеваниями и т.д. У детей, страдающих какой-либо хронической болезнью, можно применять разные виды закаливания, но приступать к ним следует только в период ремиссии, когда выраженные признаки патологии стихли. Закаливание следует проводить систематически (ежедневно), малыми дозировками, постепенно увеличивая силу раздражителя. Если перерыв между оздоравливающими процедурами составляет 2 недели и более, закаливающий эффект теряется.

    Если ребенок в ходе закаливания становится вялым или, наоборот, возбудимым, раздражительным, быстро охлаждается, теряет в весе и плохо спит – это может указывать на отрицательное влияние процедур.

    Если ребенок в ходе закаливания заболел, процедуры отменяются. Возобновляют закаливание через 2 недели после выздоровления и обязательно с температуры, которая будет выше температуры последней процедуры.

    При благоприятном течении закаливающих мероприятий у ребенка улучшается общее состояние и самочувствие, малыш меньше болеет.

 

Закаливание воздухом

    К числу эффективных закаливающих процедур относится закаливание воздухом, действие которого связано с разницей температур между ним и поверхностью кожи ребенка.

    В системе оздоровительных мероприятий, важное значение имеют регулярные прогулки. Если ребенок родился в теплое время года, то выносить его на улицу можно через 2-3 дня после выписки из роддома в теплую, безветренную погоду. Летом при хорошей погоде ребенок может находиться на открытом воздухе целый день (в тени деревьев), в соответствующей сезону одежде, которая не должна стеснять дыхание и кровообращение.

  Большое значение для закаливания ребенка имеет сон на открытом воздухе. Свежий воздух обладает общеукрепляющим действием. Спать ребенка можно укладывать на веранде при открытых окнах, на балконе и на открытом воздухе в тени деревьев. При этом ребенок быстро засыпает и крепче спит.

   Важным элементом закаливания являются комнатные воздушные ванны, которые рекомендуется проводить с первых дней жизни при смене пеленок, одежды, начиная с 2-3 минут (комнатная температура воздуха +22°С), увеличивая продолжительность процедуры через каждые 2-3 дня на 1-2 минуты, доведя до 10-15 минут - для детей до 6 месяцев и до 20-25 минут – для детей старше 6 месяцев. Воздушные ванны проводятся 2 раза в день. Для ослабленных детей рекомендуется уменьшить продолжительность процедур в 2 раза, температура воздуха при этом должна составлять +24°С. Во время комнатной воздушной ванны ребенка следует несколько раз переворачивать со спины на живот с тем, чтобы подвергнуть равномерному воздействию всю поверхность тела. Целесообразно сочетать эту процедуру с гимнастикой и массажем.

    Воздушные ванны на открытом воздухе относятся к активным формам закаливания. Основным действующим фактором, обуславливающим методику и дозировку, является температура воздуха. Определенное значение имеет и влажность. Ветер также является сильным раздражителем, он усиливает охлаждающее действие воздуха и увеличивает потери тепла организмом. Проводят воздушные ванны в солнечной тени (под тентом, в тени деревьев), в местах, защищенных от ветра. Начинать их можно на открытом воздухе детям с 2-3 месячного возраста, продолжительность первых трех процедур составляет 5-7 минут (температура воздуха +24-25°С). Через каждые 2-3 дня рекомендуется увеличивать продолжительность воздушных ванн на 1-2 минуты, доведя до 10-15 минут - для детей до 6 месяцев и до 20-25 минут – для детей старше 6 месяцев. Однако в процессе закаливания обнажать малыша следует постепенно – вначале руки, ноги, а затем живот, грудь. Дети старше 1,5 лет могут принимать воздушные ванны в одних трусах при температуре воздуха от +23°С. Первые 2 процедуры - 10-15 минут, каждые 2-3 дня можно прибавлять 5 минут, постепенно доведя длительность воздушных ванн до 30 минут, а детям-дошкольникам – до 60 минут. Ослабленным детям увеличивать время процедуры следует один раз в 3-4 дня.

   Воздушные ванны принимают лежа, периодически переворачиваясь, чтобы обеспечить равномерное воздействие на переднюю и заднюю поверхность тела, можно проводить их во время спортивных игр. Лучшим временем для принятия воздушных ванн на открытом воздухе в средней полосе России является период с 9:00 до 13:00.

   Дозирование воздушных ванн проводят по степени охлаждающего действия воздуха, т.е. по тому количеству тепла, которое организм теряет во время процедуры – по так называемой холодовой нагрузке.

   Для закаливания детей воздухом у дошкольников используют 2 режима холодовых нагрузок: слабую и среднюю. Длительность выражается в минутах с учетом температуры воздуха, влажности, силы ветра. Разработаны специальные таблицы дозирования воздушных ванн. Не следует проводить воздушные ванны при сильном ветре или высокой влажности воздуха.

 

Закаливание водой

   Применение воды для закаливания является одной из наиболее доступных и эффективных форм повышения защитных сил организма.

   Самой щадящей по воздействию на организм водной процедурой являются влажные обтирания, которые особенно подходят для ослабленных детей. Начинать обтирания можно с 2-3 месячного возраста. В теплые сезоны для обтирания детей первого года жизни первоначальная температура воды должна быть не ниже +35-34°С, затем ее снижают каждые 4-5 дней на 1°С и доводят до +25-24°С. У детей 2-4 лет первоначальная температура воды соответствует +33-32°С с постепенным снижением на 1°С каждые 3-4 дня и доводят до +23-22°С. У детей 5-6 лет температура воды при первых обтираниях должна быть +32-31°С с постепенным снижением каждые 2-3 дня на 1°С и доводят до +21-20°С. Обтирание начинают с рук, затем - грудь, спина и ноги. При этом следует руководствоваться направлением кровотока от периферии к центру: от кисти к плечу, от стопы к бедру и т.д.

   При ясно выраженном благоприятном действии на ребенка можно переходить к более сильным водным процедурам – обливаниям. При этом виде закаливания к действию температуры присоединяется давление струи воды на тело. Поэтому обливания следует проводить осторожно детям с повышенной возбудимостью. Элементы такого закаливания вводят с первых недель жизни ребенка, когда непосредственно после гигиенической ванны малыша обливают 2-3 л воды на 1-2°С ниже температуры воды в ванне (+36-37°С). В дальнейшем каждые 2-3 недели температуру воды для обливания постепенно снижают и доводят до +25-26°С. Однако, как самостоятельную закаливающую процедуру, обливания можно начинать в возрасте около года. При обливании первоначальная температура на 1-2°С выше, чем при обтирании для каждого возраста, ее постепенно снижают на 1°С в той же последовательности в соответствии с возрастом ребенка и до тех же пределов, как и при обтираниях, но не ниже +19-20°С. Летом обливание проводят на открытом воздухе, воду определенной температуры медленно выливают из кувшина или лейки, держа ее на расстоянии 8-10 см от поверхности тела ребенка вначале на плечи, грудь, спину и, наконец, осторожно на голову. Продолжительность всей процедуры не превышает 1-2 минуты (расход воды около 2 литров).

    Душ – более энергичная водная процедура, т.к. к температурному фактору при этом присоединяется и механическое воздействие струи воды на тело. Эту процедуру разрешают детям старше 2-х лет. Душ оказывает сильное возбуждающее действие, поэтому он особенно показан вялым детям, а также детям с пониженным аппетитом и страдающим ожирением.

   Температура воды такая же, как и при обливании. Продолжительность 1-1,5 мин. После душа или обливания ребенка необходимо насухо растереть полотенцем до появления легкого покраснения тела.

  Хорошим методом закаливания детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, является обливание ног. Такой вид закаливания рассчитан на предотвращение развития насморка, кашля, боли в горле, обычно возникающих после охлаждения.

   Обливания начинают обычно с более высокой температуры воды +30-32°С, затем ее снижают через каждые 2-3 дня на 1 градус (для ослабленных детей - каждые 3-4 дня) и доводят до +16-18°С. Во время процедуры ребенок должен сидеть на стуле, опустив ноги в таз, на дно которого положена деревянная решетка. Ноги малыша обливают из кувшина 2 л воды, продолжительность процедуры 20-30 сек. Эффективной формой закаливания является обливание ног водой (объем – 1 л) контрастной температуры (+34-35°С, затем сразу +24-25°С) и так повторяют 2-3 раза. После любого обливания ноги малыша следует тщательно растереть сухим махровым полотенцем до красноты.

   Купание в открытых водоемах (река, озеро) является одним из лучших методов закаливания организма в летнее время. Разрешать купание в открытых водоемах можно детям с 3 лет, но обязательно после предварительной подготовки различными закаливающими процедурами, а также окунания в течение 3-5 дней, по 1-2 раза. Первые купания дошкольникам в средней полосе России можно разрешать при установившейся теплой погоде при температуре воды не ниже +22-23°С. Продолжительность первых купаний 2-3 минуты. В дальнейшем продолжительность увеличивают до 10 мин. Промежутки между купаниями должны составлять не менее 30 минут.

   Для детей страдающих частыми ОРВИ, хроническими заболеваниями органов дыхания и прочее, купание разрешается в период стойкой ремиссии.

   Хорошей формой закаливания является купание в детских бассейнах, при температуре воды для детей младше 3 лет + 30-32°С, а для детей старшего возраста - +25-27°С.

   Начинать купания в бассейне следует также с предварительных окунаний, но число подобных процедур можно увеличить до 2-3. Купаться в бассейне детям младше 3 лет можно начинать с 1,5-2 минут и постепенно увеличить время до 6-8 минут. Общая продолжительность пребывания детей старше 3 лет в плавательных бассейнах вначале 5-10 минут с постепенным увеличением до 25-30 минут.

   После купания следует тщательно обсушить ребенка полотенцем, растереть стопы, сменить мокрые плавки или купальник на сухую одежду.

 

 

 

Дорожки для ножек

   Современным методом закаливания и массажем стоп являются специальные дорожки, имитирующие пляж с песком и галькой. Хождение босиком по такой дорожке является прекрасным способом не только закаливания, но и оздоровления, вследствие воздействия гальки и песка на стопу ребенка, представляющую большую рефлексогенную зону и позволяющую опосредованно влиять на состояние различных органов и систем, прежде всего верхних дыхательных путей, в частности, область носа.

   При высокой степени закаленности допустима пробежка босиком по росе или по лужам после дождя. Однако при этом следует обращать внимание на поверхность земли, ее подготовленность для таких процедур. Кроме того, следует помнить, что температура закаливания при пробежке достаточно низкая, к такой процедуре дети могут быть допущены только после предварительной подготовки.

   И, наконец, хорошим оздоровительным эффектом обладают солнечные ванны, которые в средней полосе нашей страны можно проводить с 10:00 до 13:00. При проведении солнечной ванны обнаженного ребенка укладывают на лежак (пространство между поверхностью земли и ложем обеспечивает циркуляцию воздуха во время процедуры, благодаря чему, снижается риск перегревания), ногами к солнцу так, чтобы все тело было равномерно освещено, голову защищают зонтиком или панамой. Можно пользоваться солнцезащитными очками. Температура воздуха должна быть +22-24,5° С.

   Детям младшего возраста можно начинать проводить солнечные ванны с 2-х лет. Первые две процедуры длятся 2-3 минуты, с постепенным увеличением времени каждые 2-3 дня на 3-5 минут, доводя до 20 минут. Детям 5-6 лет первые две процедуры начинают с 5 минут и доводят до 30 минут. Можно сочетать облучение с игрой, чередуя пребывание то на солнце, то - в тени. После солнечных ванн следует одеться и укрыться в под навесом или кроной деревьев.

   Таким образом, летний период на даче, за городом можно с большей эффективностью использовать для оздоровления малыша, только при строгом соблюдении принципов закаливания (постепенного наращивания интенсивности воздействия, систематичности).

свернуть

Безобидные травмы? Первая помощь при ссадинах и ушибах.

26.05.2023

Наверняка практически каждому родителю приходится рано или поздно сталкиваться с разбитыми детскими коленками, синяками, ссадинами и царапинами, и особенно это актуально в летний период, когда малыши гуляют с незащищенными одеждой ручками и ножками. Понятно, что все это достаточно легкие травмы, но тем не менее не стоит забывать, что даже незначительные повреждения кожи, если своевременно не уделить им должного внимания, чреваты воспалительными процессами.

  Ни один ребенок в процессе своего развития не минует травм. Они подстерегают нас везде – дома, на улице, в детском саду, в транспорте, во время занятий спортом. Но травма травме рознь. Наибольшее количество из них, к счастью, является легкими. Сюда относятся ушибы, ссадины, гематомы, неглубокие ранки, растяжения связок – то есть все те повреждения, которые не наносят существенного ущерба здоровью и быстро заживают. Эти повреждения чаще всего происходят при падении ребенка с небольшой высоты (высота собственного роста, стул) и ударе о твердую поверхность (пол, земля). Наиболее частой причиной порезов, ссадин и царапин является невнимательное обращение с режущими или колющими предметами в быту и во время игры. Кроме того, порезы могут возникать в результате травмы, проявлений агрессии со стороны людей или животных. Царапины могут быть следствием неаккуратного обращения с домашними животными, возникать в результате расчесов. Иногда раны получают в результате падений на битое стекло или расщепленное дерево. Чем меньше ребенок, тем хуже у него координация движений, голова имеет большой размер относительно пропорций тела. Вот она-то и страдает чаще всего при падении. Чем старше ребенок, тем чаще страдают его конечности (руки, ноги) при получении аналогичной травмы.

Царапина — повреждение эпидермиса (поверхностного слоя кожи), ограниченное по площади и имеющее, как правило, линейную форму.

Ссадина — более значительный по площади дефект поверхностных слоев кожи.

Порез — сквозное повреждение всех слоев кожи, которое в ряде случаев может сопровождаться повреждением нижележащих тканей.

                                 Методы первой помощи включают в себя следующие этапы:

промывание раны;

остановка кровотечения;

наложение стерильной повязки;

применение антисептика – вещества, устраняющего микроорганизмы, попавшие в рану.

  Промывание раны. Самое лучшее лечение для небольших порезов и царапин— промывание чистой водой с мылом при помощи ватного или марлевого тампона, кусочка чистой ткани. Тщательное промывание — ключ к предотвращению инфекции. Хорошо смойте мыло водой. Промывание следует повторять раз в день до тех пор, пока порез полностью не затянется.

  Сильно загрязненная рана хорошо промывается перекисью водорода, для этого лучше полить рану перекисью водорода, а не использовать для этого бинт или салфетки.

   Внимание! Раствор перекиси водорода не следует вводить в глубокие раны — возможна эмболия пузырьками воздуха – попадание пузырьков воздуха в кровеносное русло.

   Остановка кровотечения. Скорейший способ остановить кровь — приложить непосредственное давление. Следует плотно прижать к ране повязку и как следует надавить на нее рукой, а если нужно— держать ее в течение 15 минут. Чтобы уменьшить кровотечение, целесообразно приподнять поврежденную часть тела.

  Если через 15 минут кровотечение не прекратилось, необходимо обратиться к врачу!

  Если кровь просочилась через первую повязку, необходимо наложить вторую. Добавлять новые повязки надо поверх старых, потому что если убрать повязку, можно повредить уже образовавшийся сгусток свернувшейся крови.

  Применение антисептика. Для профилактики инфицирования применяются антисептические препараты. Многие из них, кроме антисептического действия, обладают противовоспалительным эффектом, а также способствуют процессам заживления. Наиболее часто используется раствор йода и раствор бриллиантовой зелени. Растворы, содержащие этиловый спирт, при попадании вглубь раны могут вызывать некроз тканей, препятствуя дальнейшему заживлению. Спиртовыми растворами обрабатывают кожу вокруг раны, края раны, а также поверхностные микротравмы.

 

  Внимание! Нельзя засыпать рану, ожоговую поверхность никакими медикаментами (их удаление приведет к еще большей травматизации повреждения).

  Наложение стерильной повязки. После высушивания пореза чистым ватным или марлевым тампоном следует наложить сухую стерильную повязку, чтобы до полного заживления порез оставался чистым. Перед наложением повязки необходимо убедиться, что края пореза чистые, ровные и легко сходятся, после чего края пореза свести вместе, наложить повязку или заклеить порез пластырем, можно бактерицидным. При глубоких ранах при наложении повязки или пластыря не следует слишком плотно сводить края, так как это может создать условия для развития инфекции.

   Если у маленького ребенка порез около рта, его лучше не закрывать повязкой или лейкопластырем, так как на краях повязки (лейкопластыря) будет собираться слюна и пища.

   Рана лучше заживает и вероятность попадания инфекции меньше, если ее перебинтовывают как можно реже. Если повязка расслабилась или испачкалась, можно наложить новый слой бинтов поверх старого.

   Ссадина заживет быстрее, если ее оставить открытой. Однако если повреждена кожа на значительном участке, можно наложить повязку. Промойте рану и оставьте ее открытой, пока не образуется корочка. Если вы забинтуете ее сразу, бинт прилипнет, тогда нужно его отмачивать, поливая перекисью водорода. Снимая такую повязку без отмачивания, легко содрать корочку, что замедлит процесс заживления.

   Хотя открытая ссадина заживает быстрее, если ребенок собирается играть на детской площадке, закройте любую открытую рану (даже ссадину или царапину) нетугой повязкой или пластырем. Когда ребенок вернется домой, снимите повязку.

   Перевязывать или заклеивать царапину нужно только в том случае, когда необходимо остановить кровотечение — открытая царапина заживает обычно быстрее.

  Ушиб – повреждение, которое наносится коже, подкожно-жировой клетчатке (жировая ткань, находящаяся непосредственно под кожей), реже – мышцам при ударах, падениях. Сразу после получения травмы в месте ушиба возникает боль, так как травмируются нервные окончания, находящиеся в коже. Причем в тех местах, где их больше всего (пальцы кисти, лицо), ощущения боли сильнее по сравнению с теми местами, где нервных окончаний меньше (спина, ягодицы). Поэтому при ушибе пальца боль бывает такая, что «искры из глаз», хотя повреждение само по себе незначительное. При более сильном травмирующем моменте повреждаются кровеносные сосуды, находящиеся под кожей – кровь из поврежденного сосуда изливается в окружающие ткани, возникает синяк. При повреждении более крупных кровеносных сосудов кровь изливается под кожу в значительно больших количествах – это гематома.

  При ушибе необходимо приложить к поврежденному месту холод (резиновую грелку или пластиковую бутылку, наполненную холодной водой, если есть лед, нужно положить его в полиэтиленовый пакет, можно воспользоваться замороженным куском мяса из морозильника). Обернув лед чистым полотняным полотенцем, подержите его у места ушиба в течение 15-20 минут. На следующие 15-20 минут приложите к месту ушиба тканевую салфетку или бинт, смоченные холодной водой. В дальнейшем ежедневно осматривайте место ушиба или гематомы. В своем развитии синяк проходит несколько этапов – изменяется его цвет. В начале, когда кровь в тканях еще «свежая», - синяк багровый, затем, когда кровь рассасывается, – он становится синим, затем желтым. Изменения цвета говорят только о времени получения травмы.

   Бывают ситуации, когда с током крови из других органов, где имеются хронические очаги инфекции (зубы, уши, нос) в гематому попадает инфекция. Тогда гематома может нагнаиваться. это опасно, особенно, если гематома расположена на волосистой части головы, на лице. Эти области очень хорошо кровоснабжаются. Чем меньше ребенок, тем более широкими являются у него сосуды головы – инфекция из нагноившейся гематомы имеет шанс попасть в ткань мозга. Такие случаи очень редки, но теоретически могут быть. О возможном нагноении гематомы свидетельствуют: боль в области гематомы (при нормальном развитии процесса она уменьшается с течением времени) не только не стихает, но нарастает с каждым днем; кожа над гематомой становится горячее, чем окружающие ткани (это легко определить, положив руку на место ушиба); кожа над гематомой становится красного цвета. При появлении этих признаков лечение гематомы должно принимать активный характер – приходится вскрывать такие гематомы, давая отток их содержимому. В случае с ушибом родители далеко не всегда могут определить тяжесть повреждения, поэтому лучше сразу обратиться к врачу, чтобы ребенок мог получить помощь в необходимом объеме, а родители могли развеять сомнения.

свернуть